Версия для слабовидящих

+7 (495) 556-98-90

г. о. Жуковский,
ул. Молодежная, д. 10
ВконтактеYoutube Одноклассники 

Проект «Территория культуры для детей и юношества» представляет #Культурныйвопрос: От Рождества до Крещения

13 января 2024 г.

Настали святки! То-то радость!

 

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова до Крещения с 7 по 19 января называются Святками.

 

Многие композиторы, художники, поэты в своем творчестве обращались к народным традициям, связанными с этими волшебными и радостными праздниками.

 

Так, этой теме Петр Ильич Чайковский посвятил одну из пьес из цикла «Времена года». Произведение Чайковского не имеет прямого отношения к святкам, но музыкальный цикл ассоциирован с разными временами года и соответствующими им настроениями и образами.

Например, «Зима» из этого цикла вызывает в нас картины заснеженного зимнего пейзажа, морозной свежести, что может соответствовать настроению святочного периода.

 

 

?? А вы знаете, кто еще из русских композиторов обращался к теме святок?

 

ОТВЕТ:

 

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали…»

 

Русские композиторы в своих произведениях часто обращались к теме святок, народных традиций и праздников.

 

Например, Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», которая основана на русской народной сказке о девушке-Снегурочке, которая рождается во время святок.

 

На основе сюжета повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Петр Ильич Чайковский написал оперу «Черевички» (1885). Это произведение – один из первых образцов лирико-комического жанра в русской классике.

 

А позже к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился и Николай Андреевич Римский-Корсаков. В опере «Ночь перед Рождеством» (в частности, Колядные песни; 1895) композитору особенно удались симфонические эпизоды: зимние пейзажи Диканьки, полет Вакулы в столицу, пляска звезд...

 

Сергей Сергеевич Прокофьев в своей балетной музыке «Ромео и Джульетта» также использовал мотивы святок.

 

В 1900 году русский композитор, пианист, реформатор Владимир Иванович Ребиков написал необычное произведение – оперу «Ёлка», которая по сути является камерной монооперой, где картины меняются без перерыва.

Ребиков отказался от привычных оперных форм – арий, ансамблей, хоров, заменяя их сплошным, непрерывно развивающимся потоком музыкального действия. Написано произведение было по мотивам двух рождественских историй – «Девочка со спичками» Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского. Самый популярный номер оперы – знаменитый вальс, являющийся кульминацией всего произведения, трогательный и поэтически-нежный.

 

Кроме того, русские народные песни и колядки, которые исполняются во время святок, также были использованы в музыкальных произведениях многих композиторов.

 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.